ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР НА РУКАВЕ
Сложно сказать, когда точно элементы униформы – шевроны и нашивки – обосновались на одежде байкеров, которые ассоциировались скорее с анархией, чем с организованными структурами. Но, скорее всего, это произошло, когда мотоцикл перестал быть просто транспортным средством и начал символизировать определённый образ жизни - примерно в конце 40-х годов прошлого века. Нашивки призваны решать две, казалось бы, взаимоисключающие задачи – подчёркивать индивидуальность мотоциклиста и, в то же время, его принадлежность к группе. Винтажные нашивки не лишены определённого очарования, но зачастую на вкус современных байкеров, выглядят довольно комично. С одной стороны, это связано с тем, что привычная байкерская эстетика тогда только начинала складываться, да и эскизы часто были выполнены на любительском уровне. С другой – с тем, что в наши дни машинная вышивка по ткани практически полностью вытеснила ручную. Не всегда умелые руки боевых подруг теперь не могут конкурировать с техникой – современными автоматическими швейными машинками, которые в состоянии воспроизвести на ткани практически любой эскиз.
Так же, как и татуировки, нашивки для байкеров делятся на изделия небольшого формата (на рукав, на грудь, на головной убор) и крупноформатные – на спину. Что касается тематики изображений, то она очень разнообразна.
Утилитарные (информационные нашивки)
Это может быть группа крови, информация о наличии хронических заболеваний, название города, имя или прозвище. В экстремальной ситуации, например, медицинские данные могут спасти мотоциклисту жизнь.Слоганы (девизы)
Краткие фразы или аббревиатуры, рассказывающие об отношении байкера к жизни, к обществу или к определенным мотоклубам. Могут быть на любом языке, но лучше заранее знать, что означает та или иная нашивка, особенно, если этот язык не родной. Иногда, кстати, одно сокращение имеет несколько расшифровок, например, F.T.W – Fuck The World или Forever Two Wheels.Отдельная тема – нашивка 1% или 1%-er. Она имеет отношение к событиям 1947-го года в калифорнийском городе Холлистер, когда мотоциклисты, в большом количестве собравшиеся на ралли весело отпраздновали это событие. При этом их понятия о веселье несколько отличались от представлений мирных обывателей. Впрочем, несколько драк, разгромленных магазинов и баров вряд ли тянули на «мятеж», о котором писали падкие на сенсации журналисты (в Америке ведь даже День ВДВ не празднуют). Но пресса (используя, в том числе, и постановочные фотографии) приложила руку к формированию образа байкера как хулигана и пьяницы, плюющего на законы и мораль. Комментируя эти события, представитель Американской мотоциклетной ассоциации (АМА) заявил, что на самом деле 99% мотоциклистов – это законопослушные граждане и лишь 1% - отморозки-беспредельщики. После этих слов байкеры, недовольные политикой АМА, а также мотоциклисты, действительно противопоставлявшие себя обществу, начали украшать одежду нашивками с одним процентом. Впоследствии эти нашивки распространились и за пределами США. Как правило (хотя и не всегда) байкеры-«однопроцентники» являются членами мотоклубов, а нашивка говорит о том, что правила клуба и байкерские «понятия» значат для них гораздо больше, чем какие-либо законы общества (включая Уголовный кодекс).
При этом среди байкеров, не желающие поддерживать надоевший им миф о собственной крутизне, со временем стали популярными нашивки с 99%, сигнализирующие об их добропорядочности.
Мототехника
Но какие же байкерские нашивки без мотоциклетной тематики? Это может быть название любимой марки или марки-мечты, изображение мотоцикла или двигателя (чемпион по популярности, видимо, мотор Harley-Davidson Evolution).Old School
Часто на нашивках в стиле «старой школы» используются мотивы, пришедшие из автомобильного кастомайзинга и культуры рокабилли 50-60-х годов. Это автомобили хот-роды, языки пламени, пинстрайпинг, клетчатые гоночные флаги, игральные кости, бильярдные шары, девушки в стиле пин-ап и сознательные ошибки в написании (Kustom Kulture). Всплеск популярности этой стилистики совпал с возрождением интереса к мотоциклам-бобберам и кафе-рейсерам в наши дни.Дикий Запад
Современные ковбои, байкеры во всём мире неравнодушны к романтике Дикого Запада. Это отношение отражается и на нашивках, на которых можно увидеть шестизарядные револьверы, бандитов вне закона, призрачных всадников, города-призраки, морщинистые лики индейских вождей, черепа бизонов и ловушки для снов.Морская романтика
Хотя мотоциклы (без приставки гидро-) - это сугубо сухопутный транспорт (эндуристы, наверное, с этим не согласятся) изображения бесстрашных мореплавателей прошедших времен также высоко котируются у байкеров. Как правило, это викинги, которых с байкерами роднят не только бороды, но и отношение к жизни и смерти (своей и чужой), а также пираты – бунтари против закона и любители рома.Крылья
Почему люди не летают, как птицы? Ведь мотоциклисты летают же – мотокроссмены и фристайлеры высоко и, как правило, успешно приземляются, остальные – когда как. Впрочем, езда на мотоцикле действительно сродни полету. Видимо, поэтому изображение крыльев так популярно при изготовлении байкерских нашивок.Животные-тотемы
Видимо, с просторов Дикого Запада растут ноги (крылья и хвосты) животных на байкерских нашивках – символов свободы, силы и мужества. По крайней мере, у таких популярных персонажей как волк и орел. Впрочем, бурый медведь в России, как минимум, не менее широко распространен.Религиозные (и другие) символы
Часто те, кто постоянно рискует жизнью, ездя на мотоцикле, стараются выразить свою принадлежность к той или иной религиозной конфессии, в том числе и с помощью нашивок. Разумеется, приобретая такую нашивку хорошо бы как минимум знать, что такое коловрат, египетский анк, кельтский крест, мальтийский крест. Особняком стоит Железный крест – первая европейская военная награда, которой стали награждаться нижние чины. В мотоциклетное движение этот символ пришёл после Первой Мировой войны (в качестве трофея), хотя в нашей стране ассоциируется скорее со Второй Мировой.Логотипы рок-групп
Рок-н-ролл и байкерское движение развивались параллельно, так что многие байкеры являются фанатами рок-музыки. Их пристрастия находят выражение в том числе и в нашивках. В России на куртках и жилетах часто можно увидеть лого AC/DC, Motorhead и (внезапно) «Арии».Черепа и кости
Эти символы смерти имеют отношение, как к религии, так и к рок-музыке (а чем это не культ, кстати?). Для байкеров они могут означать признание скоротечности жизни, презрения к смерти, выражение крутизны владельца или его склонности к черному юмору.Флаги
Часто на куртках и жилетах байкеров можно увидит нашивки-флаги. Как правило, это флаг родной страны. Иногда – флаг, объясняющий отношение мотоциклиста к истории, культуре, политике и морали (например, черно-бело-желтый российский имперский флаг или флаг Конфедерации времён Гражданской войны в США). Мотопутешественники пришивают к жилетам изображения флагов тех стран, в которых они побывали. Иногда бывает сложно понять – у бывалых путешественников нашивки пришиты к жилету или фрагменты жилета скреплены многочисленными нашивками. По данным на 2014 год в мире насчитывается около 200 стран, так что наиболее амбициозные «дальнобойщики» могут подсчитать, хватит ли им площади жилета, чтобы запечатлеть все свои путешествия.Ветеранские нашивки
В разные времена в байкерское движение приходили молодые ветераны войн и вооруженных конфликтов – люди, привыкшие к риску и ценящие настоящую мужскую дружбу. Поэтому на нашивках могут быть эмблемы родов войск, специальных подразделений. Излишне говорить, что посторонним использовать эти изображения крайне не рекомендуется.New School
Впрочем, многим молодым мотоциклистам кажется излишне суровой традиционная байкерская тематика – чопперы, бороды и черепа, а рок-музыку им представляется старомодной. В нашивках они предпочитают спортивную направленность – изображения спортивных мотоциклов, реплики рисунков с комбинезонов и шлемов мотоспортсменов: гонщиков-кольцевиков и стант-райдеров.Нашивки для девушек
С каждым годом всё больше представительниц прекрасного пола вливается в мотодвижение. Кто-то ездит вторым номером вместе с мужем или возлюбленным, кото-то сам садится за руль. Но женщины всегда остаются женщинами: их главное требование к нашивкам – это красота.МС и МСС
У широкой публики мотоциклетное движение часто ассоциируются именно с мотоклубами. Первые мотоклубы возникли в США после Первой Мировой войны, но известность они приобрели уже после Второй Мировой, когда пресса и кинематограф начали формировать образ байкера как опасного человека, бунтующего против общества, ездящего на кастомизированном мотоцикле и непременно с клубными нашивками-«цветами» на спине.Мотоклуб или МС – это объединение байкеров, для которого характерна жёсткая иерархия и дисциплина, а также закрытость от посторонних («то, что происходит в клубе – остаётся в клубе»). Иногда вместо аббревиатуры МС используется MG – Motorcycle Gang (мотобанда). МС-движение зародилось в США, в настоящее время крупнейшие американские мотоклубы являются международными. Комплект клубных нашивок или «цвета» состоит из двух рокеров (верхнего и нижнего) и центральной нашивки. Как правило, в центре располагается эмблема клуба, на верхнем рокере – его название, на нижнем указывается страна или регион. Клубные нашивки выполнены в единой гамме цветов, чтобы было легче издалека отличать своих от чужих. Весь комплект нашивок имеет право носить только полноправный член клуба. На грудь обычно нашивается нашивка, указывающая на положение байкера в клубе – президент, секретарь, казначей и т.д. У разных клубов – разное количество и различные обозначения для клубных обязанностей. Компания ChromeHeart производит готовые комплекты нашивок для офицеров клубов, шрифт и цвет могут быть изменены по желанию заказчика.
Мотоклубы очень ревниво следят за соблюдение авторских прав на использование своих логотипов и названий, а защитить их они могут и без помощи адвокатов. Вообще, не рекомендуется использовать нашивку с буквами МС без достаточных на то оснований.
«Цвета» являются собственностью клуба, если байкер покидает клуб, то обязан срезать нашивки. С клубными татуировками ситуация, конечно, несколько сложнее…
Мотоциклисты, предпочитающие более демократичный стиль общения, фанаты марок и просто любители совместных «покатушек», объединяются в объединения другого типа – MCC (MotorCycle Community), RC (Riders Club), ОС (Owners Club) MFC (Moto Fans Club). Для женщин-мотоциклисток принят формат FMC (Female Motorcycle Club). Обычно их нашивки не похожи на стандарт МС, то есть, на характерные «цвета» из трёх частей.